Что такое гипердинамия

Гипердинамический синдром

Все мы встречали детей, про которых говорят: «катастрофа», «группа риска», «шило в попе», «ураган» и проч. Эти ребята не могут долго сидеть на месте, им нужно всё время куда-то спешить, что-то хватать, задавать миллион вопросов, не давая даже возможности собеседнику на них ответить. Они требуют к себе повышенного внимания, не слушаются старших, перебивают, болтают без умолку, зачастую вызывая у окружающих раздражение и даже негатив. Что же это такое? Плохое воспитание? Избалованность и вседозволенность? Педагогическая запущенность? Сложный характер? Любой вариант имеет право на существование. Но далеко не всегда ребёнок или его родители виноваты в таком поведении, и причина его может скрываться гораздо глубже.

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Это проявления гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Встречается у детей от 1.6 до 15 лет, у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Как правило, к 15 годам постепенно сглаживается.

Причины гипердинамического синдрома

Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены. Большинство специалистов склоняется к тому, что появляется оно из-за минимальной мозговой дисфункции, которая может быть вызвана травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.

Основные симптомы гипердинамического синдрома:

  • гиперактивность – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
  • дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
  • импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.

Так как чаще всего гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.

Итак, гиперактивный ребёнок – это вечный двигатель. Большинство учёных пришли к мнению, что до 5 лет ставить диагноз «гипердинамический синдром» нельзя. Однако заподозрить склонность к гиперактивности можно ещё в младенческом возрасте, когда малыш каким-то невообразимым способом умудряется выпутываться из пелёнок, в которые его только что заботливо запеленали, слишком быстро перебирает игрушки (хватает одну, тут же бросает, берёт другую только для того, чтобы тут же выбросить), часто беспричинно плачет, плохо спит. Такие дети зачастую раньше сверстников садятся, начинают ползать, ходить (вернее будет сказать, сразу бегать), говорить (чаще всего слишком быстро и неразборчиво). Когда гиперактивный малыш начинает передвигаться по квартире, родителям приходится все свои силы пустить на то, чтобы уберечь его от травм, а мебель и предметы быта — от разрушения. Именно эти дети чаще других опрокидывают комоды, стаскивают со стола скатерти вместе с посудой, собирают головой все косяки и углы в квартире, застревают между прутьями кроватки, вываливаются из манежа, носятся, как угорелые, теряются на улице и в общественных местах, убегают, могут резко выскочить на дорогу под колёса машины. Характерно, что такие дети не делают выводов из собственных ошибок (если уже падал с высокой горки или качели, не задумываясь, полезет туда снова). Часто имеют проблемы в общении, причём не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, из-за свойственной импульсивности бывают вспыльчивы, но при этом не злопамятны (ребёнок может в порыве гнева разломать игрушку или толкнуть, но обиду долго держать не будет и через некоторое время станет вести себя как ни в чём не бывало). Дети с гипердинамическим синдромом часто кажутся взрослым эгоистичными, навязчивыми и грубыми. Но это не так. Им просто трудно сконцентрироваться, чтобы проанализировать эмоциональное состояние других людей (то есть они не думают, что могут расстроить, обидеть, вызвать раздражение у собеседника, им не хватает для этого внимания).

Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:

  • выработать чёткий режим дня;
  • стараться меньше ругать;
  • разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
  • чаще хвалить;
  • учить правильно распределять силы;
  • беречь от переутомления:
  • меньше требовать;
  • давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
  • приучать к пассивным играм;
  • поддерживать благоприятный психологический климат в семье.

Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу и детскому психологу).

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Детям с гипердинамическим синдромом или с подозрениями на него показана консультация нескольких специалистов. В нашем центре существует услуга «Психолого-педагогический консилиум», которая обеспечивает системный, всесторонний подход к проблеме клиента. Для коррекции поведения гиперактивных детей, а также для устранения сопутствующих вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и проч.) требуется помощь психолога/нейропсихолога, дефектолога и логопеда. На первичной консультации специалисты совместно проводят беседу с ребёнком и интервью с родителями, в ходе которого выявляют наличие гипердинамического синдрома и его тип (смешанный, с преобладанием гиперактивности либо с яркой выраженностью дефицита внимания). После этого разрабатывается стратегия коррекции поведения. Также, как правило, клиенту дают направление к неврологу, который со своей стороны проводит диагностику и при необходимости назначает медикаментозное или физиотерапевтическое лечение в зависимости от сложности ситуации.

Отдельно стоит отметить коррекцию синдрома гиперактивности с помощью метода Томатис . Это мягкое нейросенсорное воздействие с помощью звука (сеансы проходят с специальных наушниках). Подробно о механизмах коррекции гипердинамии во время программы Томатис читайте в нашей статье . Данный метод успешно применяется в нашем центре.

Работа с родителями

Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, поэтому им тоже не помешает помощь психолога. Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов. Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.

Работа с гиперактивными детьми

Консультации у детского психолога помогут ребёнку повысить самооценку, обрести веру в себя, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю. Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани. Психолог поможет гиперактивному малышу снять напряжение, научит расслабляться посредством таких методик, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Кроме того, нейропсихолог проводит нейрокоррекцию.

Занятия по методу Томатис уравновесят процессы возбуждения и торможения в мозге ребенка, помогут нейронным связям дозреть. Улучшат внимание и способность к концентрации в шумных местах. Снизят степень двигательной расторможенности.

Так как детям с гипердинамическим синдромом из-за их импульсивности сложно усваивать информацию, и часто у них развиваются вторичные нарушения (внимания, речи, познавательной деятельности и проч.), им необходима помощь сразу нескольких специалистов: детского психолога, дефектолога и логопеда. Их совместная работа направлена на формирование у ребёнка привычки к усвоению, переработке информации и применению полученных знаний и навыков на практике. Особенно важна эта работа в рамках подготовки детей к школе. Поэтому специалисты занимаются и с младшими школьниками для того, чтобы помочь им справиться со школьной программой; и с дошкольниками, чтобы подготовить их к школе и предотвратить развитие вторичных нарушений в процессе обучения.

Вам будут полезны следующие статьи:

Если Вы хотите записаться на психолого-педагогический консилиум или к одному из наших специалистов, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Что такое гиподинамия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Врачи всего мира бьют тревогу, утверждая, что образ жизни современного человека ведёт к гиподинамии.

Уже 60% взрослого населения и 75% детей страдают этим, и их количество увеличивается на 10% каждые 10 лет.

Ежегодно больше 5 млн. человек умирает на Земле в результате гиподинамии (для сравнения: от курения умирает 4,5 млн. человек).

Такова печальная статистика. Но что это такое гиподинамия? Почему о ней всё чаще говорят именно сейчас? Разберёмся, каковы причины, признаки и последствия гиподинамии и что нужно делать, чтобы избежать этого патологического состояния.

Гиподинамия — это.

Понятие гиподинамия греческого происхождения и произошло от слияния двух слов: «гипо» – под, ниже нормы и «динамия» – сила, движения.

Таким образом, гиподинамия – это недостаток двигательной активности, малоподвижный образ жизни. В медицине так называют патологическое состояние, которое развивается при ограниченной подвижности человека и приводит к нарушению функций многих систем организма.

Во все времена подвижность была естественна для человека и необходима для осуществления активной деятельности в целях удовлетворения насущных потребностей. Но научно-технический прогресс, урбанизация населения и развитие информационных технологий значительно облегчили людям жизнь, сократили долю физического труда.

Автоматизация производства, растущее количество личных автомобилей, обилие различных устройств и средств коммуникации привело к тому, что человек стал меньше двигаться, проводит большую часть времени на диване с гаджетами, за мониторами компьютеров или за рулём автотранспорта.

Гиподинамия – это следствие малоподвижного образа жизни и ограниченной физической активности, болезнь XXI века.

Причины и факторы заболевания

Итак, основная причина гиподинамии – ограничение двигательной активности. Но вызвана она может быть разными факторами:

  1. тяжёлыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалидностью;
  2. психическими и соматическими болезнями;
  3. сидячей работой;
  4. избыточной массой тела;
  5. неправильной организацией образа жизни (недостаток физических нагрузок, длительное нахождение в сидячем или лежачем положении, пассивность).
Читайте также:  Чем можно заменить панангин

Лишь небольшая часть людей (25%) вынуждена вести малоподвижный образ жизни в силу объективных причин (различных заболеваний). Большинство же добровольно ограничивают подвижность, избегая физических нагрузок, предпочитают активной деятельности пассивное времяпрепровождение.

«Движение – это жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов». Торкватто Тассо.

Симптомы и признаки гиподинамии

Симптомы гиподинамии начинают проявляться постепенно. Сначала недостаток движений приводит к сокращению объёма мышечной ткани, уменьшению силовых показателей, что отражается на работоспособности.

Затем нарушается функционирование опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой систем организма. Это может привести к появлению признаков остеохондроза, депрессивного состояния, вегето-сосудистой дистонии. Ухудшается деятельность головного мозга.

К симптомам, вызванным гиподинамией, относят:

  1. повышенную утомляемость, постоянную слабость;
  2. нарушения сна;
  3. раздражительность;
  4. головные боли;
  5. повышение массы тела вплоть до высокой степени ожирения;
  6. снижение иммунитета, частые простуды;
  7. боли в спине и суставах (артрозы);
  8. одышку при минимальной физической активности;
  9. повышенную хрупкость костей;
  10. снижение сексуального влечения.

У женщин гиподинамия приводит к аноргазмии, у мужчин наблюдается эректильная дисфункция. Дети, страдающие этой патологией, могут отказываться от игр, общения со сверстниками, быть сонливыми и забывчивыми.

При проявлении вышеперечисленных симптомов следует задуматься над изменением образа жизни и обратиться за помощью к врачу. На ранних стадиях гиподинамию можно легко вылечить, но если она продолжит прогрессировать, то её последствия будет устранить сложнее.

«Если регулярно заниматься физическими упражнениями, не возникнет нужды в употреблении лекарств и обращении к медицине».
Авиценна.

Последствия

Отсутствие или ограничение двигательной активности провоцирует нарушение практически всех функций организма. Основными последствиями гиподинамии являются:

  1. атрофия мышц (снижение мышечной массы);
  2. нарушение координации движений;
  3. развитие остеопороза (прогрессирующее уменьшение костной массы);
  4. нарушение обмена веществ (ожирение, сахарный диабет);
  5. заболевания сердца (ишемическая болезнь, инфаркт, артериальная гипертония);
  6. проблемы с сосудами (атеросклероз, тромбоз);
  7. дистрофические дегенеративные изменения позвоночника и суставов (артрозы, межпозвонковые грыжи);
  8. расстройства дыхания (дыхательная недостаточность);
  9. нарушение пищеварения (запоры, колиты).

Все эти изменения в организме приводят в конечном итоге к снижению качества и продолжительности жизни.

У детей гиподинамия приводит к задержкам умственного развития, сложностям в обучении в школе, психическим расстройствам. Ухудшение зрения и нарушение осанки – тоже являются последствиями сидячего образа жизни.

Чем меньше двигается человек, тем быстрее наступает старение его организма. Когда в мышцах имеется сила, позвоночник гибкий, а суставы подвижны – человек молод и здоров, несмотря на паспортный возраст.

«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».
Авиценна.

Профилактика гиподинамии

Чтобы не проводить лечение различных заболеваний, к которым приводит низкая двигательная активность, нужно своевременно проводить профилактические мероприятия. Предупредить гиподинамию помогут:

  1. ежедневная утренняя зарядка;
  2. производственная гимнастика (или физкультминутки на школьных уроках);
  3. полноценные физические нагрузки (разнообразные движения в течение всего дня);
  4. занятия физкультурой и спортом (3-4 раза в неделю по 40-60 минут);
  5. ежедневные прогулки пешком не менее 30 минут.

Важно соблюдать нормы двигательной активности – физиологи разработали нормативы для каждой возрастной группы. Согласно им минимальный объём движений должен составлять:

  1. для взрослых – не менее 10000 шагов;
  2. для школьников и студентов – 15000–25000 шагов;
  3. для дошкольников – 15000 шагов.

При соблюдении этих норм, ежедневных прогулках на свежем воздухе, занятиях спортом (в секциях или группах здоровья) вероятность «заболеть» гиподинамией снижается. А значит уменьшается риск развития заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни.

Ещё Гиппократ говорил, что «физические упражнения, гимнастика, ходьба должны прочно войти в повседневную жизнь каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь».

Заключение

Теперь мы знаем, что такое гиподинамия, её причины, симптомы и последствия. Каждый прочитавший эту статью должен задуматься: а не вхожу ли я тоже в группу риска? Достаточно ли я физически активен и подвижен?

Если нет, необходимо срочно принять меры по предотвращению этого патологического состояния. Болезнь XXI века никогда не коснётся тех, кто дружит со спортом и ведёт здоровый образ жизни.

Гиподинамия

Гиподинамия — это состояние, которое характеризуется недостаточной физической активностью и уменьшением мышечной силы. Не является самостоятельным заболеванием. Основные симптомы гиподинамии: постоянная усталость и снижение работоспособности, избыточный вес, бессонница и эмоциональная лабильность. Диагностика базируется на данных анамнеза и объективного исследования, лабораторные и инструментальные методы применяются для выявления сопутствующей патологии. Лечение заключается в постепенном увеличении объема физических нагрузок, устранении этиологических факторов гиподинамии. При наличии показаний проводят медикаментозную коррекцию.

МКБ-10

Общие сведения

Гиподинамию называют «болезнью цивилизации». По данным ВОЗ, каждый четвертый человек на планете ведет малоподвижный образ жизни. В странах с высоким уровнем дохода гиподинамия наблюдается у 26% мужчин и 35% женщин, а в развивающихся странах этот показатель составляет 12% и 24% соответственно. Неблагоприятная ситуация среди подростков: 80% детей в возрасте 11-17 лет недостаточно физически активны. Среди причин смертности гиподинамия занимает 4 место, поскольку способствует возникновению опасных кардиологических и эндокринных болезней.

Причины гиподинамии

Более половины случаев гиподинамии обусловлены неправильными поведенческими установками, а зачастую и обычной ленью. Отсутствие физической активности и пребывания на свежем воздухе объясняется длинным рабочим днем, наличием личного транспорта, усталостью и стрессами. На распространенность гиподинамии влияет урбанизация: вследствие развития системы городского транспорта у людей нет необходимости в пеших прогулках. Среди других причин гиподинамии выделяют:

  • Специфические условия труда. Некоторые профессии связаны с необходимостью длительно пребывать в одной позе: сидя или стоя. Вторым производственным фактором, способствующим гиподинамии, является вынужденное положение, которое провоцирует боли в мышцах, спине. Из-за плохого самочувствия люди избегают активного отдыха в свободное время.
  • Патологические состояния. При тяжелых болезнях, требующих соблюдения постельного режима, создаются объективные причины для гиподинамии. Подобная ситуация встречается после хирургических операций, костных переломов, когда человек не может совершать активные движения.
  • Развитие компьютерных технологий. Многие люди чрезмерно увлекаются социальными сетями и компьютерными играми, поэтому предпочитают провести время за использованием гаджетов, нежели совершить пешую прогулку. Тенденция к гиподинамии часто наблюдается среди детей и подростков.
  • Избыточная масса тела. Ожирение является одновременно и причиной, и симптомом гиподинамии. Людям с лишним весом намного труднее выполнять физические упражнения, поэтому они избегают даже элементарной активности (спокойная ходьба, спортивные игры). В свою очередь, гиподинамия способствует усиленному накоплению жировых отложений.

Патогенез

Низкая физическая активность в первую очередь сказывается на состоянии мышечной системы. При отсутствии нагрузок постепенно снижается мускульная сила, мышцы начинают атрофироваться. При гиподинамии ситуация усугубляется вследствие нарушения работы нервно-мышечных синапсов. При этом в ответ на активную стимуляцию мышечные волокна сокращаются очень слабо либо вообще не сокращаются, развивается дискоординация их работы.

При гиподинамии происходят негативные патофизиологические процессы в сердце и сосудах. Из-за слабости мышц снижается эффективность «мышечного насоса», и кровь депонируется в венах. Отрицательное влияние на уровень венозного возврата оказывает уменьшение объема дыхания и недостаточное присасывающее действие грудной клетки. Слабость миокарда проявляется снижением сердечного выброса, нарушением кровотока в периферических тканях.

Симптомы гиподинамии

Гиподинамия не считается самостоятельной нозологической формой, поэтому патогномоничные признаки этого состояния отсутствуют. Люди, ведущие малоподвижный способ жизни, чаще других ощущают слабость и усталость. Полного восстановления сил не происходит даже после ночного сна или продолжительного отдыха. Зачастую беспокоят трудности с засыпанием и бессонница ночью, днем отмечается сильная сонливость.

При двигательной активности человек с гиподинамией ощущает, что мышцы «не слушаются». Даже при минимальных нагрузках наблюдается одышка и быстрая утомляемость. Характерны изменения пищевого поведения: люди отдают предпочтение перекусам, фастфуду, сладостям и отказываются от здоровой пищи. Эти факторы приводят к постепенному набору лишнего веса, жировые отложения, как правило, локализованы в области живота и бедер.

При гиподинамии нарушается работа всех органов, поэтому со временем появляются новые клинические симптомы. Наблюдаются частые психоэмоциональные расстройства — постоянная тревожность или нервозность, плохое настроение без видимых причин. Некоторые люди жалуются на снижение либидо и отсутствие удовольствия от сексуальных контактов. У женщин с гиподинамией менструальный цикл становится нерегулярным, тяжелее протекает ПМС.

Осложнения

Основная «мишень» гиподинамии — сердечно-сосудистая система. У пациентов наблюдаются дислипидемии, атеросклеротические поражения сосудов, которые способствуют развитию ИБС. Вследствие кальцификации и ригидности сосудистой стенки возникает артериальная гипертензия. Уровень смертности от кардиальных причин (инфаркта, сердечной недостаточности) у больных с гиподинамией на 20-30% выше, чем в среднем по популяции.

Поражается опорно-двигательный аппарат. Развивается остеопороз, повышается частота переломов костей. Страдает функция суставов (остеоартроз) и позвоночного столба (остеохондроз). Установлена связь гиподинамии со старением: у пожилых женщин, которые уделяют физическим нагрузкам менее 40 минут в день, биологический возраст на 8-10 лет превышает паспортный. В конечном итоге все эти осложнения снижают продолжительности жизни.

Диагностика

Выявление гиподинамии не составляет труда для врача-терапевта, который собирает детальный анамнез жизни человека. Специалист обязательно проводит нагрузочные пробы (ортостатическую, с приседаниями) для оценки тренированности сердечно-сосудистой системы. Дальнейшая схема диагностики зависит от жалоб пациента и физикальных данных. Обследование назначается для обнаружения осложнений гиподинамии и включает следующие методы:

  • Функциональные исследования. Чтобы оценить состояние миокарда, выявить нарушения ритма и проводимости, выполняют ЭКГ в стандартных отведениях, тредмил-тест. При необходимости рекомендуется суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру. Для измерения жизненной емкости легких производится спирография. Мышечная сила определяется с помощью кистевой и становой динамометрии.
  • Инструментальная диагностика. Объем исследований подбирается с учетом основного заболевания. Обычно при гиподинамии назначается эхокардиограмма, позволяющая исследовать сердечный выброс и кровоток в магистральных сосудах. В стандартную диагностическую схему входит рентгенография ОГК, УЗИ органов брюшной полости. Реже используют УЗДС вен нижних конечностей.
  • Лабораторные анализы. Основное диагностическое значение имеет липидограмма: у большинства пациентов с гиподинамией выявляют повышение уровня общего холестерина и ЛПНП. Определяется уровень глюкозы натощак, проводится глюкозотолерантный тест. Для исключения эндокринных нарушений исследуют кровь на гормоны.

Лечение гиподинамии

Консервативная терапия

В основном при гиподинамии применяются немедикаментозные методы лечения. Врачебная тактика предполагает постепенное увеличение длительности и интенсивности физических нагрузок. Согласно рекомендациям ВОЗ, взрослым людям необходимо не менее 150 минут активности в неделю (быстрая ходьба, бег трусцой, плавание), а также выполнение силовых упражнений для укрепления больших групп мышц 2-3 раза в неделю.

Вид двигательной активности подбирается исходя из состояния больного и наличия сопутствующих заболеваний. Людям, страдающим сердечно-сосудистыми или хроническими пульмонологическими патологиями, необходимы занятия с инструктором ЛФК. Второй фактор лечения гиподинамии — ликвидация ожирения. Совместная работа терапевта, диетолога и тренера направлена на медленное снижение веса, повышение тренированности организма.

Читайте также:  Формулировка диагноза вторичной артериальной гипертензии

Медикаментозное лечение показано для коррекции осложнений гиподинамии. При атеросклерозе используют гиполипидемические препараты (фибраты, статины, секвестранты желчных кислот). Больным с болезнями сердца, сосудов кардиолог подбирает гипотензивные, антиаритмические средства. Для нормализации фосфорно-кальциевого обмена и ликвидации остеопороза применяют витамины, минеральные добавки.

Реабилитация

Реабилитационные мероприятия необходимы в послеоперационном периоде, при восстановлении после инфаркта миокарда или инсульта. Широко применяется ЛФК: простые пассивные движения начинают во время постельного режима, при улучшении самочувствия пациента добавляют активные упражнения. Реабилитация при гиподинамии включает механотерапию, физиотерапевтические методы — бальнеотерапию, магнитотерапию, рефлексотерапию.

Прогноз и профилактика

При нормализации уровня физической активности значительно снижается риск сердечно-сосудистых осложнений и критических состояний. У пациентов, которые соблюдают все врачебные рекомендации, увеличивается продолжительность и улучшается качество жизни. Первичная профилактика гиподинамии предусматривает борьбу с факторами риска (сидячая работа, ожирение и др.), умеренные, но регулярные физические нагрузки.

Гиподинамия

Гиподинамия (недостаточная подвижность) – это патологическое состояние, которое развивается при значительном ограничении физической активности и приводит к нарушению функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного и респираторного тракта и пр.

Подвижность – естественное свойство человека, которое заключается в его способности к осуществлению активной деятельности. Основными функциями двигательной активности являются:

  • поддержание гомеостаза;
  • поддержание тонуса мышц, сосудов, а вместе с ними и нормальной жизнедеятельности организма;
  • развитие индивидуальных способностей и свойств;
  • достижение высокого эффекта двигательной деятельности (спорт, трудовые навыки).

В результате технического прогресса с начала прошлого столетия доля физического труда в жизни человека уменьшилась в 150–200 раз. При этом летальность от сердечно-сосудистых патологий увеличилась примерно в 6 раз. Распространенность гиподинамии увеличивается в связи с урбанизацией, механизацией и автоматизацией трудовой деятельности и повседневной жизни, увеличением роли в современном обществе средств коммуникации. По данным некоторых исследований, возрастание двигательной активности приводит к понижению уровня заболеваемости примерно на 45%.

При своевременно принятых мерах прогноз благоприятный, большинство патологических изменений, вызванных гиподинамией вследствие нездорового образа жизни, обратимы.

Причины и факторы риска

Гиподинамия может быть вызвана объективными причинами, например, инвалидностью, тяжелым и продолжительным заболеванием. Но в большинстве случаев она связана с неправильной организацией образа жизни или сидячей работой.

К основным факторам риска развития гиподинамии относятся:

  • недостаточные физические нагрузки;
  • избыточная масса тела;
  • психологические расстройства;
  • соматические заболевания;
  • генетические факторы;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • вредные привычки.

Формы гиподинамии

Выделяют такие основные формы гиподинамии:

  • гипоэргия – недостаток общего объема движений и их количества;
  • гипокинезия – недостаток разнообразия движений;
  • гипотония – недостаток качества движений и их интенсивности.

Симптомы гиподинамии

Симптомы гиподинамии проявляются постепенно. К ним относятся нарастающая усталость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, нарушения сна, повышенная беспричинная нервозность, регулярные головные боли разной интенсивности, повышенный риск переломов, увеличение массы тела, одышка при незначительной физической нагрузке, боли в спине. У женщин может развиваться аноргазмия, у мужчин – эректильная дисфункция.

Вследствие недостаточной физической активности уменьшаются силовые показатели, сокращаются объем и масса мышц, нарушаются нервно-рефлекторные связи, что может приводить к развитию вегетососудистой дистонии, депрессивных состояний. При длительном течении патологического процесса постепенно уменьшается костная масса, вследствие чего нарушаются функции позвоночника и суставов. Из-за ослабления связочного аппарата возникают межпозвонковые грыжи. У пациентов с гиподинамией, как правило, происходит увеличение частоты сердечных сокращений как при физических нагрузках, так и в состоянии покоя, а также повышение артериального давления.

Коррекция патологического состояния, помимо постепенного увеличения физической нагрузки, включает физиотерапевтические методы, массаж, диетотерапию.

Особенности протекания гиподинамии у детей

Гиподинамия у детей может проявляться сонливостью, заторможенностью, снижением умственных способностей, отставанием в физическом развитии, ожирением, отказом от общения и игр с другими детьми, низкой успеваемостью в школе, развитием психических расстройств.

Диагностика

Диагностика гиподинамии базируется на данных, полученных при проведении сбора жалоб и анамнеза. С целью выяснения тяжести развившихся осложнений прибегают к объективному осмотру пациента, а также инструментальным (рентгенологическое исследование, ультразвуковая диагностика, компьютерная томография и т. д.) и лабораторным (общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови и т. д.) исследованиям, объем которых определяется имеющейся патологией.

Лечение

При гиподинамии, развившейся на фоне соматического заболевания, в первую очередь требуется лечение основного патологического процесса. Также необходимо устранить неблагоприятные факторы, которые способствовали развитию гиподинамии.

Коррекция патологического состояния, помимо постепенного увеличения физической нагрузки, включает физиотерапевтические методы, массаж, диетотерапию. Для восстановления функций органов и систем организма при гиподинамии рекомендуются:

  • лечебная физкультура – с нее следует начинать, особенно при гиподинамии, развившейся на фоне соматических заболеваний;
  • аэробная физическая нагрузка (быстрая ходьба, бег, бадминтон, теннис, лыжи);
  • силовые упражнения;
  • упражнения на растяжку мышц и связок.

При гиподинамии, развившейся на фоне психологических проблем, рекомендуется работа с психологом или психотерапевтом. Детям, так же как и взрослым, рекомендуются подвижные игры на свежем воздухе, занятия спортом или танцами, туризм.

По данным некоторых исследований, возрастание двигательной активности приводит к понижению уровня заболеваемости примерно на 45%.

Возможные осложнения и последствия гиподинамии

Среди основных последствий гиподинамии выделяют атрофию мышц, нарушение координации движений, миофасциальные синдромы, остеопороз, остеоартроз, остеохондроз, нарушение метаболизма, артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, хроническую обструктивную болезнь легких, ожирение, атеросклероз, инсулинорезистентность. Указанные патологические состояния приводят к уменьшению продолжительности жизни.

Прогноз

При своевременно принятых мерах прогноз благоприятный, большинство патологических изменений, вызванных гиподинамией вследствие нездорового образа жизни, обратимы.

Профилактика гиподинамии

К основным мерам профилактики гиподинамии относятся:

  • достаточная физическая активность;
  • длительные прогулки на свежем воздухе;
  • чередование умственной и физической нагрузки;
  • своевременное лечение соматических заболеваний;
  • коррекция избыточного веса;
  • сбалансированное питание;
  • отказ от вредных привычек.

Видео с YouTube по теме статьи:

Образование: 2004-2007 “Первый Киевский медицинский колледж” специальность “Лабораторная диагностика”.

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.

Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.

Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

В четырех дольках темного шоколада содержится порядка двухсот калорий. Так что если не хотите поправиться, лучше не есть больше двух долек в сутки.

Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.

Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.

Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.

Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.

Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.

Восстановительный период после любого хирургического вмешательства требует от пациента крайне бережного отношения к своему здоровью. Но что делать, если нужно с.

Гиподинамия и ее последствия

Так ли страшно мало двигаться или это все разговоры – рассмотрим с ракурса физиологии.

В первую очередь, гиподинамия – это причина функциональных сбоев в организме вследствие уменьшения двигательной активности, снижения силы и частоты сокращения мышечных волокон.

Что такое гиподинамия

Патологическое состояние, а точнее – болезнь малоподвижного образа жизни, она проявляется в снижении объема мышечной активности человека. Обусловлено это от части научно-техническим прогрессом и приводит к преобладанию статических форм времяпрепровождения. Всего лишь около ста лет назад 90-95% всей механической работы на Земле выполнялось за счет энергии самого человека, то теперь — не более 1%. На сегодняшний день у обычного человека снижена двигательная активность не только в трудовой сфере, но и на хозяйственно-коммунальные нужды, самообслуживание, ограничено пешее передвижение, уменьшились физические нагрузки в социуме.

Причины развития гиподинамии
  • Злоупотребление транспортом;
  • Привычка длительного подъёма после пробуждения;
  • Сидячий образ жизни;
  • Пренебрежение спортом;
  • Длительные статические нагрузки (пребывание длительное время в одном положении)

Влияние гиподинамии

Что происходит

Как влияет на организм

Атрофия мышц

Структурные изменения-> ослабляется синтез белка-> уменьшении массы мышц

Процессы катаболизма начинают преобладать над процессами анаболизма

Влияние на сердце

  • Изменение тканевого дыхания;
  • Учащении сердечных сокращений;
  • Лабильности пульса;
  • Уменьшении систолического объема;
  • Уменьшение силы сокращений миокарда;
  • Тахикардия в покое;
  • ­ макс. АД; ¯ мин. АД
  • Ухудшения трофики миокарда;
  • Замедление внутрисердечной проводимости

Воздействие на костную ткань

Воздействие на дыхательную систему

Угнетение основного обмена на 5—22%

  • Падение интенсивности газообмена- >
    • Уменьшением легочной вентиляции

Влияние на сосуды

  • Нарушение обмена сывороточных эфиров холестерина;
  • Ослабление подсобных механизмов гемодинамики;
  • Нарушением функционирования лимфатических сосудов.

Воздействие на печень

  • Торможение процессов, отвечающих за обновление и рост печени;
  • Уменьшение размеров клеток;
  • Срыв адаптационных механизмов.

Воздействие на иммунную систему

  • Нарушениям механизмов неспецифической защиты;
  • Повышается активность эндогенных инфекционных возбудителей(чаще болеете).

И что же мне делать – рекомендации для тех, кто подвержен гиподинамии

  • Делать утреннюю зарядку, разминку на основные группы мышц – это тонизирует и помогает проснуться (даже когда кофе не помогает)
  • Увеличение физических нагрузок. Больше пеших прогулок, шагомер вам в помощь;
  • Ежедневный подъём по ступенькам;
  • Откажитесь от вредных привычек;
  • Начните правильно питаться;
  • Соблюдайте режим труда;
  • Нормализуйте режим сна.

Физическая тренировка будет эффективной только если будет разнообразной и направленной на поддержание скоростно-силовой и общей выносливости с энергозатратами 500—800 ккал/сутки, что соответствует нагрузке средней тяжести. Большое значение имеет цикличность физических тренировок (3 дня занятий и 1 день отдыха) при продолжительности занятий от 2 часов в день.

Читайте также:  Экг при гипокалиемии

Стоит отметить, что при вовремя принятых мерах и начале активного образа жизни, большинство патологических изменений, вызванных гиподинамией вследствие нездорового образа жизни, являются обратимыми и поддающимися лечению.

Гипердинамический синдром: причины, симптомы, лечение

В настоящее время родители и педагоги все чаще сталкиваются с такими понятиями как гипердинамический синдром — поведенческое расстройство развития. Он проявляется у детей от рождения до 15 лет, а наиболее выражен бывает в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рассмотрим более подробно, как проявляется гипердинамический синдром у детей, к каким проблемам приводит и как с ним справляться.

Что такое гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром — это повышенная двигательная активность при слабом контроле мотивации и смысловой наполненности деятельности.

Часто этому диагнозу сопутствует дефицит внимания — отсутствие способности или ее недостаточность, чтобы сосредотачиваться на необходимом объекте. В этом случае гипердинамический синдром скрывается под аббревиатурой СДВГ.

В зависимости от симптомов нарушение делится на 3 типа:

  • смешанный;
  • с преобладанием гиперактивности;
  • с ярко выраженным дефицитом внимания.

Чем раньше гипердинамический синдром будет выявлен, тем раньше можно принять коррекционные меры. Организму не всегда удается справиться с нарушением к 15 годам. Если вовремя не обратиться к специалистам и не контролировать состояние ребенка, то и дальше во взрослой жизни он будет страдать от своих особенностей.

Причины гипердинамического синдрома

Сложно назвать точные причины гипердинамического синдрома. Большинство специалистов сходятся во мнении, что нарушение появляется вследствие повреждений головного мозга различной степени пренатального и перинатального периода.

Иногда нарушения в работе нервной системы компенсируются без всякого вмешательства по мере взросления ребенка. Но если этого не происходит, то в возрасте пяти-шести лет ему ставят диагноз ММД.

ММД — это минимальная мозговая дисфункция, которая приводит к различным трудностям и проблемам в обучении, контроле своего поведения и активности. Интеллект при этом сохраняется в норме.

Гипердинамический синдром является одним из проявлений ММД. Когда ребенок получил повреждение клеток мозга, которые отвечают за процесс торможения, их функцию взяли на себя здоровые нервные клетки. Но для того, чтобы восстановить всю работу, им приходится всегда работать с большой нагрузкой. Любой стресс и напряжение ребенка приводит к ухудшению работы всей системы. Именно поэтому нельзя кричать на гиперактивных детей и требовать от них вещи, которые они выполнить не в состоянии.

Все эти процессы в нервной системе и приводят к тому, что дети испытывает трудности с концентрацией, произвольным вниманием и контролем своего поведения.

Симптомы гипердинамического синдрома

Чтобы понимать, что это такое — гипердинамический синдром у детей, нужно представить портрет ребенка с этим диагнозом. Существует много проявлений и особенностей поведения детей с СДВГ. Что-то может быть выражено более сильно или слабо, а что-то может вообще отсутствовать. Лишь каждый пятый такой ребенок имеет полный набор симптомов.

Для ребенка с гипердинамическим синдромом характерно следующее:

  • чрезмерная двигательная активность. Создается впечатление, что он совершает очень много лишних движений, он постоянно суетится, находится в большом возбуждении. Кажется, что он совершенно не устает, хотя за этим может скрываться уже перенапряжение. Для младенцев с СДВГ характерно постоянное выпутывание из пеленок, их невозможно даже на секунду оставить одних на пеленальном столе или на диване;
  • нарушения сна. Они возникают из-за перевозбуждения от постоянной бурной деятельности;
  • дефицит внимания. Ребенок испытывает сложности, когда необходимо сосредоточиться на каком-либо объекте. Например, младенец выкинет игрушку, еще не успев исследовать все ее свойства и возможности. Если занятие для малыша сильно интересное, то он способен полностью в него погрузиться и увлечься. Но вот долгие уроки, решения задач, чтение больших текстов становятся настоящим мучением;
  • импульсивность. Особенности ребенка не дают ему возможности хорошо обдумать свои слова и действия, соотнести их с правилами и запретами. Он часто выкрикивает ответы на уроке, не дожидается разрешения куда-то пойти, отвлекается на заинтересовавшие вещи. На характер этот симптом тоже оказывает свое влияние: малыш страдает частыми перепадами настроения, становится вспыльчивым и может даже проявлять агрессию;
  • проблемы с самоконтролем. Гиперактивные дети имеют хорошую память и понимают слова взрослых, но вразумлять их после очередного нарушения поведения не имеет смысла, они все равно не смогут удержаться. Часто именно таких детей родители теряют в торговых центрах: они отвлекаются на что-то привлекательное и совершенно забывают о том, что нельзя далеко отходить от мамы или папы;
  • отсутствие статического положения. Ребенок постоянно что-то делает: даже на месте в положении стоя или сидя он размахивает руками или ногами, качает головой, стучит пальцами по столу и т.д. Даже ходят такие дети не спокойным шагом, а очень быстро или вприпрыжку;
  • поверхностность чувств. У детей с гипердинамическим синдромом не возникает желания глубоко погружаться во внутренний мир собеседника, ведь для этого нужно сконцентрироваться на его словах и эмоциях. Поэтому при необходимости ему нужно прямо говорить, что вы испытываете. Плюсом такого свойства личности является то, что гиперактивные дети не умеют долго злиться и таить обиду на окружающих. Даже после вспышки гнева через небольшой промежуток времени они готовы общаться как ни в чем не бывало;
  • общительность. Дети с гипердинамическим синдромом легко налаживают социальные контакты, они всегда найдут о чем поговорить как со сверстниками, так и со взрослыми. Но вместе с тем поддерживать постоянные и глубокие дружеские отношения у них не получается. Иногда гиперактивные дети предпочитают играть с детьми более младшего возраста.

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Каждому ребенку, который имеет диагноз ММД, и в частности гипердинамический синдром, необходима консультация ряда специалистов. Чем раньше он пройдет обследование, тем больше шансов скорректировать ситуацию и не допустить развитие вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и т.д.).

С ребенком и его родителями беседуют психолог, логопед, дефектолог и нейропсихолог, при выявлении гипердинамического синдрома любой степени составляют план по его коррекции. При необходимости направляют к неврологу, чтобы получить медикаментозное лечение.

Все методики лечения гипердинамического синдрома у детей, которые активно применяются в настоящее время, можно разделить на несколько групп:

  • нейропсихологические методики (занимают длительное время, потому что помогают строить новые связи головного мозга, чтобы нервная система работала более эффективно);
  • поведенческая психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • медикаментозная терапия;
  • транскраниальная магнитная стимуляция мозга.

Работа с родителями

Родителям тяжело самостоятельно справляться с ребенком, имеющим гипердинамический синдром: они теряются, не знают с чего начать, отчаиваются, когда не все удается. Психолог может оказать поддержку и подсказать, как воспитывать малыша, как с ним общаться, избегая ссор и стрессов.

Психолог и родители работают по следующим направлениям:

  1. Сохранение ресурсов матери. Именно мамы обычно больше сил и внимания отдают гиперактивному ребенку. Поэтому важно оказать им поддержку и научить уделять время для себя, чтобы отдохнуть и восстановиться от физических и эмоциональных нагрузок.
  2. Работа по преодолению сомнений и тревог, а также убеждение в том, что тесная работа со специалистами необходима малышу и оказывает положительное влияние.
  3. Исследование фонового напряжения в семье между всеми ее членами. Часто именно ребенок с нарушением становится тем звеном, на которое обрушиваются все претензии, чтобы снять напряжение.
  4. Диагностика коммуникативных связей между всеми членами семьи: как каждый из них доносит информацию и слышит другого.
  5. Личная терапия матери. Помимо того, что мама должна находиться в ресурсе, чтобы иметь силы на общение с малышом, необходимо, чтобы она находилась в гармонии сама с собой. Любые проблемы и непонимания своего состояния напрямую сказываются на всех домочадцах.

Работа с гиперактивными детьми

Вся коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на реализацию следующих задач:

  • развитие свойств внимания;
  • повышение уровня произвольного контроля за своими действиями;
  • развитие двигательной сферы (координация движений и мелкой моторики);
  • развитие умения релаксировать.

Психолог поможет ребенку снять напряжение, расслабляться с помощью специальных методик релаксации и арт-терапии, создаст атмосферу понимания и сопереживания для малыша, которой ему не хватает дома и в школе.

В связке с логопедом и дефектологом детский психолог работает над снижением импульсивности и формированием привычки усвоения, переработки и применения полученных знаний.

Дети с гипердинамическим синдромом: мои советы

В настоящее время в школах у детей все чаще встречается как гипердинамический, так и гиподинамический синдром. Не все родители вовремя проходят необходимые обследования, а некоторые и вовсе не признают проблему. Но в любом случае им нужно знать, как взаимодействовать друг с другом.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям строить отношения со своим ребенком и помогать ему.

  • Помните, что он не специально ведет себя плохо, стараясь вывести вас из себя, он просто не может управлять своими эмоциями и поведением.
  • Установите режим дня, он поможет избежать перенапряжения малышу. Точно определите, сколько времени он может проводить за телевизором, компьютером и планшетом, ведь они сильно раздражают нервную систему.
  • Не ругайте ребенка за большую активность, детям свойственно прыгать, бегать и шуметь. Переключите его на другую деятельность, предложив спокойные игры и занятия.
  • Если ваши силы на исходе, то попросите помощи у родственников и друзей. Важно иметь возможность отдохнуть от своих детей. Также справиться с большой психологической нагрузкой поможет психолог.
  • Разговаривайте об эмоциях: прямо рассказывайте, что чувствуете вы, спрашивайте, что чувствует ребенок. Попробуйте научить его управлять даже самыми сильными эмоциями.
  • Если есть возможность отправить ребенка в детский сад или школу, где количество детей меньше, чем обычно, то стоит ею воспользоваться. Гиперактивному малышу тяжело среди множества других детей, а он, в свою очередь, довольно сильно отвлекает их от учебного процесса своим поведением.
  • Не давите чрезмерным контролем и наказаниями, оставьте ребенку возможность стараться самому регулировать свое поведение, помогайте только тогда, когда он не справляется.
  • Создайте малышу возможность самореализоваться, чтобы он чувствовал себя желанным, полезным и хорошим. Поручите ему те задания, которые он хорошо выполняет.
  • Найдите баланс в своей модели воспитания: на детях плохо сказывается, когда родитель сначала излишне мягкий, а потом неожиданно становится чересчур строгим. Если что-то требуете, то обязательно добивайтесь выполнения своей просьбы.

Заключение

Гипердинамический синдром у детей связан не с плохим воспитанием и проблемами в поведении, а с неврологическими нарушениями в работе головного мозга. Поэтому решить его можно лишь с помощью диагностических и коррекционных методов воздействия. Педагоги и родители должны понимать это и не пытаться исправить проблему гиперактивности руганью и авторитетными указаниями. Эффективного результата можно добиться лишь при комплексном и целенаправленном воздействии на ребенка.


Ссылка на основную публикацию