У ребенка затрудненное дыхание на вдохе

Тревожный звоночек. Почему нельзя игнорировать тяжёлое дыхание у ребёнка

Особенности дыхания у детей

Организм ребёнка существенно отличается по строению и функционированию от взрослого. Дети дышат иначе, чем взрослые, и более подвержены развитию дыхательных нарушений. Этому есть объяснения:

  • поверхностный тип дыхания и небольшой жизненный объём лёгких приводят к учащению вдохов и выдохов;
  • более узкие и эластичные, по сравнению с взрослыми, бронхи, гортань и трахея. Чем уже просвет, тем легче он закупоривается слизью при воспалительных заболеваниях;
  • слизистая, выстилающая дыхательные пути, склонна к отёчности и вырабатывает большое количество секрета. В результате, слизь быстро густеет и осложняет дыхание;
  • высокая потребность в кислороде для обеспечения процессов обмена веществ и активного роста. Даже незначительная простуда может привести к дыхательной недостаточности;
  • незрелость нервной системы, лёгких и всего организма в целом у недоношенных новорождённых провоцирует нарушения вдоха и выдоха;
  • слабые межрёберные мышцы и недоразвитые альвеолы лёгких у здоровых детей до года объясняют их шумное дыхание.

В норме эти различия исчезают в процессе роста и развития ребёнка. К 10-12 годам его дыхательная система практически не отличается от дыхательной системы взрослого человека.

Причины и признаки

Изменение ритма, частоты, глубины вдохов или выдохов может говорить о начале заболевания или воздействии неблагоприятных факторов. Эта проблема требует внимания со стороны родителей, так как некоторые состояния опасны летальным исходом. Среди наиболее распространённых причин:

  1. Простудные заболевания – грипп, ОРВИ, их остаточные явления. Температура у детей повышается резко, сопровождаются насморком, покраснением горла, общей слабостью, потерей аппетита.
  2. Обострение хронического бронхита, трахеита или пневмонии. Этому сопутствует затяжной влажный кашель с трудно отделяемой мокротой, голос может огрубеть или временно пропасть.
  3. Корь, краснуха, скарлатина, дифтерия, эпидемический паротит. Изменение дыхания происходит не сразу, а постепенно. На первый план выходят другие типичные признаки – сыпь, лихорадка.
  4. Бронхиальная астма, аллергические реакции. Сопровождаются сухим, надсадным кашлем без выделения мокроты. Вдохи и выдохи ребёнку даются с трудом. Возможны пятна, пузырьковые высыпания на коже. В тяжёлых случаях появляется синюшность, бледность лица, нарастает одышка. Тяжелая аллергическая реакция может привести к отёку лёгких. Дыхание становится шумным, с хрипами и «бульканьем», появляется розовая пенистая мокрота, западают межрёберные мышцы. Состояние опасно для жизни и требует вызова скорой помощи.
  5. Истинный или ложный круп из-за сужения просвета гортани. Характеризуется громким «лающим» или свистящим кашлем, быстрым ухудшением состояния вплоть до потери сознания и остановки дыхания. Требует быстрого оказания врачебной помощи.
  6. Болезни сердечно-сосудистой системы, врождённые пороки сердца. Типичные изменения – синюшность носогубного треугольника, отклонение показателей давления и пульса от нормы. Как правило, тяжело дышать детям становится во сне.
  7. Инородное тело или жидкость в дыхательных путях. Ребёнок будет стараться откашляться, чтобы вытолкнуть предмет. Звук дыхания изменяется в зависимости от размера предмета, попавшего в гортань или трахею. Малыши при этом громко плачут и тянут руки ко рту.
  8. Излишняя эмоциональная возбудимость, перенесённый испуг или обида. На данный повод укажут предшествующие события. Если ребёнка отвлечь или занять, дыхание быстро приходит в норму.
  9. Чрезмерно сухой, жаркий воздух, пребывание на открытом солнце. Обычно проходит без кашля и других симптомов. Состояние быстро улучшается при изменении климата.

Определить тяжесть состояния ребёнка и поставить диагноз может только врач. Поэтому при любых проблемах с дыханием нужно показать ребёнка педиатру.

Что делать родителям?

Если вы заметили у ребёнка тяжелое дыхание или одышку, не стоит пугаться и впадать в панику. Сохраняйте спокойствие и выполните следующие шаги:

  1. Успокойте и постарайтесь отвлечь ребёнка от проблемы.
  2. Откройте окна широко, это обеспечит приток свежего воздуха.
  3. Усадите или уложите ребёнка так, чтобы ему было легче дышать.
  4. При аллергии или подозрении на неё – удалите из зоны видимости потенциальные аллергены: растения, бытовую химию, домашних животных.
  5. Увлажните воздух в помещении с помощью испарителя, мокрых полотенец. В критических случаях по типу крупа – дайте малышу подышать паром в тёплой ванной комнате.
  6. Измерьте ребёнку давление, пульс, частоту дыханий и температуру. Обратите внимание на цвет кожи и дополнительные симптомы. Зафиксируйте все показатели – они помогут врачу установить диагноз.
  7. При быстром ухудшении состояния, нарастании одышки, изменении цвета кожи и помутнении сознания – немедленно вызывайте скорую помощь.
  8. Будьте готовы оценить наличие дыхания и сердцебиения и оказать первую помощь ребенку.

Даже если приехавшей бригаде удалость быстро стабилизировать состояние маленького пациента, не отказывайтесь от госпитализации. Приступ может повториться в любое время.

При появлении тяжёлого дыхания у ребёнка родители не должны игнорировать проблему и ждать, пока приступ пройдет самостоятельно. Даже в критических состояниях медикам удаётся эффективно оказать помощь, если лечение начато вовремя.


Ритм и тип дыхания у детей

Ритм и тип дыхания у ребенка, детей, расстройства, одышка

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Частоту дыхания лучше подсчитывать у спящего ребенка, хотя это далеко не всегда возможно. В состоянии бодрствования частота дыхания обычно выше, поэтому важно знать диапазон нормы.

Ритм дыхания у здорового ребенка не бывает регулярным, дыхание варьирует как по частоте, так и по глубине. Периодически ребенок производит глубокий вдох, что иногда беспокоит родителей.

Типы характера дыхания у детей, ребенка

Принято различать следующие типы характера дыхания.

Эупноэ — спокойное нормальное дыхание.
Диспноэ — затрудненное, напряженное дыхание с одышкой, иногда с цианозом.
Ортопноэ — затрудненное дыхание, при котором ребенок сидит, опираясь на руки (вынужденное положение сидя с упором на руки). Это положение принимают больные для облегчения работы дыхательной мускулатуры.
Олигопноэ — ослабление дыхательных движений, сопровождающееся уменьшением объема вдоха.
Тахипноэ — учащенное быстрое дыхание. Частота дыхания возрастает при таких состояниях и обстоятельствах, как высокая окружающая температура, усиленная мышечная работа, возбуждение, лихорадка, заболевания легких с ограничением их поверхности и снижением газообмена, выпадение функции части дыхательной мускулатуры (в результате чего оставшиеся мышцы функционируют с повышенной нагрузкой), заболевания сердца, уменьшение кровотока через легкие при пороках сердца с шунтированием (консультации детского кардиолога — поликлиника «Маркушка»), гиповолемический шок (недостаточность кровообращения), анемия (чем острее она развивается, тем более выражено тахипноэ в покое и при нагрузке).
Брадипноэ — редкое медленное дыхание. Характерно для стеноза дыхательных путей, вызванного крупом, аспирацией инородных тел, сдавлением трахеи опухолью или зобом, для уремии, диабетической комы (дыхание Куссмауля), для тяжелого ацидоза различной природы.
Апноэ — остановка дыхания.
Гиперпноэ — увеличенная амплитуда дыхания при нормальной частоте. Глубокое дыхание характерно для тяжелой анемии, метаболического ацидоза (например, отравление салицилатами, передозировка ингибитора карбоангидразы — диакарба), респираторного алкалоза. Глубокое ацидотическое дыхание Куссмауля является результатом наступившего ацидоза чаще всего метаболического происхождения. Во всех случаях ацидокетоза посредством дыхания выделяется и ацетон, вследствие чего изо рта больного ребенка исходит запах гнилых фруктов.
Гипопноэ — уменьшенная амплитуда дыхания при нормальной частоте. Для констатации поверхностного дыхания желательно оценить и величину дыхательного объема по данным аускультации или по ощущению выдоха ладонью изо рта и носа ребенка. Оно характерно прежде всего для состояний алкалоза, при котором дыхательный центр возбуждается недостаточно. На практике это наблюдается у грудных детей, больных гипертрофическим пилоростенозом, когда они теряют соляную кислоту вследствие упорной рвоты. Кроме того, поверхностное дыхание можно наблюдать и у детей с тяжелыми заболеваниями нервной системы (приводящими к угнетению дыхательного центра), опухолями мозга, энцефалитами, туберкулезным менингитом, гидроцефалией, отравлением барбитуратами. Поверхностные респираторные движения при состояниях церебральной комы могут продолжаться целую минуту и дольше.
Периодическое дыхание — периоды апноэ длительностью до 15 с (у недоношенных детей, при респираторном дисстресс-синдроме).
Нерегулярное дыхание — изменяющиеся амплитуда и частота дыхания (при болях, повышении внутричерепного давления).

Расстройства ритма дыхания у ребенка, детей

К расстройствам ритма дыхания относятся патологические типы дыхания.

Дыхание Чейна-Стокса — дыхательные циклы постепенно нарастают, а по достижении максимальной для данного периода глубины дыхания происходит постепенное снижение ее до минимальной глубины и переход в паузу, в период паузы больной может терять сознание. Наблюдается при нарушениях кровообращения, кровоизлияниях в мозг, менингитах, опухолях головного мозга, тяжелых интоксикациях, вызванных химическими отравлениями, и др.
Дыхание Биота — чередование равномерных дыхательных движений и продолжительных пауз, строгая закономерность числа дыханий и продолжительность пауз отсутствуют. Наблюдается при опухолях мозга, менингитах, менингоэнцефалитах, диабетической коме.
Диссоциированное дыхание Грокко — нарушение координационной функции нервно-регуляторного аппарата, обеспечивающего гармоническую и последовательную работу отдельных групп дыхательной мускулатуры. Этот тип дыхания наблюдается при тяжелых состояниях: нарушениях мозгового кровообращения, абсцессах мозга, базальном менингите, реже — при диабетической коме, уремии.
Дыхание Куссмауля характеризуется медленными или быстрыми глубокими дыхательными движениями с вовлечением вспомогательной дыхательной мускулатуры. Основным патологическим процессом, вызывающим этот тип дыхания, является ацидоз: диабетическая кома, ацетонемическая рвота, метаболический ацидоз любого происхождения.

Грудной и брюшной типы дыхания у ребенка, детей

Различаются также грудной и брюшной типы дыхания в зависимости от того, преобладает при спокойном дыхании подвижность грудной клетки (грудной тип) или передней брюшной стенки (брюшной тип). При брюшном типе дыхания в фазу вдоха опускающейся диафрагмой внутренние органы отдавливаются книзу, происходит выбухание передней брюшной стенки. Брюшное дыхание преобладает у детей раннего грудного возраста. У детей старше 2 лет преобладает грудной тип дыхания, что связано с переходом ребенка в вертикальное положение, изменяющим направление ребер.

Патологически выраженное преобладание брюшного типа дыхания может указывать на следующие состояния: недостаточность межреберных мышц при полиомиелите, полирадикулите (синдром Гийена-Барре), параличе Ландри, постдифтерийном параличе, при наследственной амиотрофии (болезнь Верднига-Гоффманна) и синдроме высокого поперечного поражения спинного мозга; болевой паралич грудных и межреберных мышц (например при переломе ребер).

Читайте также:  Тромб в сонной артерии симптомы

Прививка от дифтерии ребенку — детский медицинский центр «Маркушка».

При выпадении функции диафрагмы дыхание ребенка обеспечивается только интенсивными движениями грудной стенки

При выпадении функции диафрагмы дыхание обеспечивается только интенсивными движениями грудной стенки. Соответственно при вдохе внутрибрюшные органы уже не отдавливаются книзу и не происходит выбухание передней брюшной стенки. Вместо этого брюшная стенка при вдохе втягивается, это наблюдается при поражении шейного отдела спинного мозга, шейных позвонков и нервных сплетений на шее, патологических процессах, воздействующих на диафрагмальный нерв на его пути от 4-го шейного сегмента до диафрагмы (медиастинит, опухоли средостения, последствия операций на среднем участке шеи и в грудной полости).

Диспноэ (одышка) у ребенка, детей

Понятие «диспноэ» имеет много различных определений. В наиболее широком смысле оно означает нарушение дыхания. Диспноэ может быть как субъективным ощущением, так и объективным симптомом. В первом случае это испытываемое самим больным затруднение дыхания или чувство недостатка воздуха, во втором — это объективная симптоматика для пациента и врача. Основополагающим фактором при интерпретации каждого случая диспноэ является отклонение дыхания от нормы.

Существование причинной связи между симптомами диспноэ и определенными патофизиологическими состояниями до сих пор служит предметом дискуссий. Все установленные в настоящее время зависимости между гипоксемией, гиперкапнией, ишемией усиленно функционирующих дыхательных мышц и субъективным ощущением повышенной дыхательной работы, а также бронхиальным сопротивлением и направлением работы дыхательных мышц могут быть применены для объяснения лишь некоторых, но далеко не всех состояний диспноэ.

Затрудненное дыхание субъективно воспринимается как неприятное ощущение; у здоровых детей подобное ощущение возникает при дыхании через узкую трубку, что имитирует обструкцию бронхов.

Субъективные ощущения, возникающие при асфиксии, можно воспроизвести, произвольно задерживая дыхание. Подробные жалобы, естественно, можно услышать лишь от детей школьного возраста, однако и у младших детей диспноэ сопровождается неприятными ощущениями, о чем можно судить по поведению ребенка: беспокойство, растерянность, страх, поиск удобного положения позволяют без труда определить дискомфорт.

Объективная оценка степени диспноэ основана на ряде внешних симптомов. Напряжение крыльев носа при дыхании связано с участием вспомогательных мышц на вдохе, оно предотвращает сужение входа в нос вследствие всасывающего действия (падения давления) струи вдыхаемого воздуха. Напряжение крыльев носа — очень характерный симптом, который появляется даже при небольшом диспноэ. Втяжение межреберий, яремной ямки, подключичных областей представляет собой проявления диспноэ, отражающие затруднение в разных фазах дыхания.

При вдохе с усилением вследствие сужения дыхательных путей на любом уровне внутригрудное давление падает намного ниже атмосферного, что проявляется втяжением межреберных промежутков, яремной ямки, надключичных областей.

При затруднении выдоха, напротив, внутригрудное давление превышает атмосферное, поэтому межреберные промежутки уплощаются или даже могут несколько выбухать при выраженной обструкции. Более заметны, однако, втяжение подреберий, связанное с усиленным сокращением мышц живота, а также уплощение нижних межреберных промежутков вследствие сокращения внутренних межреберных мышц при усиленном выдохе. Дифференцировка инспираторных (вдох) и экспираторных (выдох) втяжений чрезвычайно важна для оценки места и степени обструктивных изменений. Обструкция верхних дыхательных путей (например, круп) проявляется прежде всего инспираторным затруднением дыхания, тогда как процессы в мелких бронхах (астма, бронхит) приводят к затруднению выдоха и вдоха.

Признаки затрудненного дыхания: на вдохе — втяжение межреберий и надключичных впадин, на выдохе — участие в дыхании брюшного пресса («выталкивающее дыхание») и вспомогательной дыхательной мускулатуры (мышц грудной стенки, лопаток, боковых мышц спины и мышц шеи).

Формы одышки у детей, ребенка: инспираторная, экспираторная и смешанная

Выделяются следующие формы одышки: инспираторная, экспираторная и смешанная.

Инспираторная одышка наблюдается при обструкции верхних дыхательных путей: крупе, врожденном сужении гортани, инородном теле и др. Консультации детского отоларинголога — клиника «Маркушка».

При экспираторной одышке грудная клетка приподнята кверху и почти не участвует в акте дыхания. Выдох совершается медленно, иногда со свистом. Наблюдается при бронхиальной астме.

Смешанная одышка (экспираторно-инспираторная) свойственна бронхиолиту и пневмонии. В это определение включены все виды вентиляционных отклонений от нормы, все степени дыхательной недостаточности и другие дыхательные нарушения.

Свистящее дыхание у ребенка, детей

Свистящее дыхание — своеобразный феномен, возникающий при затруднении выдоха. Механизм его развития связан с вибрацией просвета крупных бронхов вследствие чрезмерного падения внутрибронхиального давления при высокой скорости струи воздуха. Громкое свистящее дыхание чаще слышно при обструктивных процессах, в значительной мере обусловленных бронхоспазмом.

Стонущее дыхание у ребенка, детей

Дыхание со стоном бывает у детей с тяжелой массивной пневмонией; оно возникает в связи с затруднением вдоха вследствие снижения растяжимости легкого и болевых ощущений, вызванных сопутствующим плевритом.

Причины и лечение удушья и затрудненного дыхания у ребенка

Дыхание шумное или затрудненное

При затрудненном дыхании независимо от причины надо срочно обратиться к врачу. Признаки не всегда очевидны, поэтому обратите внимание на частоту дыхания, напрягаются ли при этом у ребенка мускулы шеи и груди.

Если при дыхании кожа между ребрами или под ними втягивается внутрь, значит, имеется серьезная блокада. При этом ребенок инстинктивно хватается за стол или стул, мышцы шеи и плеч напрягаются и помогают ему сделать вдох. Это еще один тревожный знак. Если ребенок синеет, ему не хватает кислорода, срочно вызывайте скорую помощь.

Все эти симптомы говорят о блокаде дыхания вашего ребенка. Причиной может быть инфекция дыхательных путей.

Шумное дыхание свидетельствует о частичной блокаде малых воздушных путей в легких, трахее или горле. Причиной может быть обычный кашель или простуда, особенно у маленьких детей.

Очень узкие дыхательные пути при простуде легко закупориваются слизистыми выделениями, в результате вдох и выдох ребенка сопровождаются дребезжащими звуками. Очень маленькие дети дышат ртом только во время плача. Когда же пытаются дышать заложенным носом, то издают различные шумы. Если нет признаков затрудненного дыхания, то можете смело лечить ребенка от простуды.

Шум при вдохе

Шум при вдохе называется инспираторным стридором и обычно свидетельствует о наличии блокады в горле или бронхах. Это уже серьезно, и надо показаться врачу. Причиной может быть также попадание в бронхи инородного тела.

Другая возможная причина — инфекция надгортанника, расположенного на задней стенке горла ребенка. Надгортанник — хрящ, который обычно перекрывает вход в бронхи при глотании, препятствуя попаданию пищи в дыхательные пути.

У ребенка может внезапно подняться температура, заболеть горло и появиться крупозный кашель. Иногда он не в состоянии проглотить даже свою слюну. Дыхание становится шумным и затрудненным. Часто это обыкновенный круп, а не воспаление надгортанника, но не рискуйте, так как при воспалении последнего может наступить блокада бронхов. В этом случае, немедленно вызывайте врача.

У некоторых детей наблюдается инспираторный стридор в результате контакта надгортанника со стенкой гортани. Он обычно исчезает, когда завершается формирование гортани.

Шумы при выдохе

Дети часто издают высокие музыкальные звуки, что связано с узостью воздушных путей в самих легких, а не в бронхах или горле.

Обращайтесь к врачу, если у вашего ребенка затруднено дыхание, наблюдается стридор. Лечение зависит от причины.

При затрудненном дыхании, возможно, придется лечить от инфекции или астмы.

В случае попадания инородного тела надо оказать неотложную помощь.

Воспаление надгортанника лечат в стационаре антибиотиками. При необходимости вставляют трубку для облегчения дыхания.

Задержка дыхания у ребенка

Примерно 1-2 процента ходунков пугают родителей задержкой дыхания.

Приступы задержки дыхания в сущности безвредны, и обычно ребенок сам начинает дышать. Но выглядят они при этом настолько страшно, что трудно поверить в безвредность такого явления.

Обычно приступ начинается после перенесенной боли или эмоционального стресса. Сначала ребенок кричит или плачет, затем задерживает дыхание и краснеет. Иногда дыхание восстанавливается на этой стадии. У других же детей краснота переходит в синеву, и может наступить потеря сознания. Обычно это длится несколько секунд, а потом дыхание восстанавливается. Если через несколько секунд ребенок не пришел в себя, поступайте, как в случае обморока.

Судороги при задержке дыхания

Судороги рук и ног — тревожный симптом. Причиной судорог и потери сознания во время приступа является недостаточное снабжение мозга кислородом. Это безвредный и проходящий симптом, но при сомнениях следует проконсультироваться с врачом, чтобы исключить эпилепсию.

Считается, что в вышеназванных случаях ничего не нужно делать. Поэтому врачи не назначают лекарственных средств. Рекомендуется обрызгать ребенка холодной водой в начале приступа. Это может послужить толчком к восстановлению дыхания. Приступы задержки дыхания случаются в основном у детей в возрасте от 18 месяцев до 2 лет и обычно исчезают после трех лет.

Обращайтесь к врачу в следующих случаях:

  • приступы у вашего ребенка протекают не так, как здесь описано;
  • потеря сознания длится дольше нескольких секунд;
  • во время приступа у ребенка наступает самопроизвольное мочеиспускание;
  • он прикусывает язык;
  • бьет и подергивает ногами.

Это могут быть признаки эпилепсии. Если приступы не прекращаются после трех лет, то дети должны быть обследованы врачом.

Удушье

Удушье — нарушение проходимости бронхов, при котором ребенок в течение нескольких мгновений не может сделать вдох.

Внезапное удушье

Такой вид удушья — явление распространенное. Оно наступает, если какой-то предмет во рту ребенка загораживает вход в бронхи.

Сильно увеличенные миндалины при больном горле могут вызывать затруднение глотания. Но удушье в этом случае наступает редко. Совсем другое дело — воспаление надгортанника, которое действительно может стать причиной затрудненного дыхания.

Попадание пищи или жидкости в дыхательные пути может стать причиной удушья. Оно длится несколько секунд. Не стучите ребенка по спине, так как при этом пища может пройти дальше в бронхи. Попавшая крошка или капля может выскочить во время кашля. Если этого не произошло, то подержите ребенка вниз головой.

Читайте также:  У новорожденного дополнительная хорда

Удушье при рвоте или западении языка

К счастью, такое явление у детей встречается очень редко. В этом случае существует опасность, если ребенок в бессознательном состоянии лежит на спине. Нужно перевернуть его на бок.

Изредка удушье может длиться недели и даже месяцы после рождения. Причинами продолжительного удушья являются такие врожденные дефекты, как расщелина неба, ненормальное развитие языка, горла, пищевода или челюсти. На нервы и мышцы, контролирующие глотания и затрудняющие его, могут влиять мозговые нарушения или церебральный паралич. Иногда совершенно нормальные на первый взгляд дети не могут научиться управлять этими мышцами в течение недель и даже месяцев.

Тяжелое удушье у новорожденных может указывать на такое серьезное заболевание, как недоразвитие пищевода, которое мешает нормальному кормлению.

Если у вашего ребенка часто случаются приступы удушья, обратитесь к врачу.

Лечение внезапного удушья зависит от причины. Если затрудненное дыхание длится у вашего ребенка более нескольких секунд, вызывайте скорую помощь.

7 причин затрудненного дыхания у детей или что делать, если ребёнку вдруг стало трудно дышать

«Трудно дышать ребёнку» – пожалуй, самый частый повод к вызову скорой помощи. И это обстоятельство достаточно серьёзное, ведь дыхание является одной из важнейших жизненных функций человека. Давайте разбираться, что же может нарушить столь важный процесс.

Насморк и заложенность носа

И если для взрослого человека это неприятно, то для грудного ребёнка заложенный нос — целая проблема. Так как новорождённый ребёнок не умеет дышать ртом, заложенность носа у грудничка может стать причиной отказа от груди, беспокойства, нарушения сна.

Насморк и заложенность носа у грудничка также может быть из-за аллергии, прорезывания зубов, сухого и пыльного воздуха, но самой частой причиной становится ОРВИ. Осложняют ситуацию и анатомические особенности младенцев. Сама полость носа короче и уже, чем у взрослых людей. Резко сужены носовые ходы, слизистая оболочка носа нежная, легкоранимая.

У ребёнка заложен нос — что делать?

Что понадобится:

1. Промывание носа каждые 2 — 3 часа. Для промывания подходит любой солевой раствор (физиологический раствор, Ринорин, Аквалор беби, Отривин беби). Если у вас ребёнок до года, отдайте предпочтение каплям.

2. Аспиратор. Это приспособление продаётся в аптеке, вариантов множество:

  • аспиратор в виде спринцовки – старое доброе приспособление, знакомое всем, в том числе нашим мамам и бабушкам. Но, увы, они дёшевы и неэффективны;
  • механические аспираторы состоят из трубочки, контейнера для сбора слизи и сменного фильтра;
  • электрические аспираторы – самые простые в применении. Трубочку вводят в нос ребёнку, нажимают кнопку, и аспиратор всё делает сам.

Что делать:

  1. Каждые 2 — 3 часа промывать нос солевым раствором, закапывая по 7 — 8 капель в каждую ноздрю.
  2. Детям, умеющим сморкаться, нужно объяснить, что делать. Малышам, не умеющим сморкаться, необходимо удалить слизь аспиратором или ватной турундой.
  3. Помещение, в котором находится ребёнок, должно быть проветрено, хорошо убрано, увлажнено, в комнате не должно быть посторонних запахов.
  4. Спать ребёнку лучше с приподнятым изголовьем.
  5. Обратитесь к своему врачу для осмотра и дальнейших рекомендаций.

Если вам назначили такие капли, строго соблюдайте рекомендации врача по их применению.

Аллергическая реакция

Проявления аллергии бывают разные, и все об этом знают. Бывает сыпь, может появиться ринит или развиться более неприятная форма — аллергический отёк.

Отёк Квинке – это аллергическая реакция, развивающаяся стремительно, начинается обычно с лица и опускается вниз.

Симптомы отёка Квинке включают несколько проявлений:

  1. Появляется отёк тканей, одутловатость лица, век, губ, ушей.
  2. При распространении отёка ниже развивается охриплость голоса, лающий кашель, дыхание учащается, появляется чувство затрудненного дыхания, кожные покровы становятся бледными.
  3. Также возможен понос, рвота, боль в животе.
  4. Ребёнок может жаловаться на чувство холода, может быть сильно напуган.
  5. Возможна потеря сознания.

Что делать:

  1. Откройте окно. Свежий воздух облегчит ситуацию, если причиной стала пыль или сильный запах.
  2. Если ребёнка укусило насекомое, приложите к месту повреждения холодный компресс или мокрое прохладное полотенце.
  3. Дайте ребёнку противоаллергический препарат (Супрастин, Тавегил, Фенистил, Зодак). Детям до 3 лет лучше давать капли, их легче дозировать и проще применять.
  4. Инородные тела дыхательных путей.

Инородное тело носа

Чего только не придумают дети в своих играх. Очень жаль, что детские игры иногда имеют грустные последствия.

Часто дети, заигравшись или эксперимента ради, помещают себе в нос фасоль, бусинку, мелкую деталь игрушки. И родители узнают об этом лишь тогда, когда из носа ребёнка появляются гнойные выделения и нужно обращаться к лор-врачу.

Но давайте сейчас представим другую ситуацию. Например, вы видели, как все случилось. Можно ли помочь ребёнку?

Что делать:

  • для начала успокойте малыша, возьмите себя в руки и не ругайте кроху. Поверьте, ему страшнее, чем вам;
  • посмотрите, видите ли вы то, что ребёнок поместил себе в нос, или нет. Если нет, лучше сразу обратиться к лор-врачу. Если видите, наклоните голову ребёнка вперёд, дайте платок и попросите зажать одну ноздрю, а высморкать из другой. Если не получается, и ребёнок плачет, лучше не продолжайте, успокойте малыша.

Инородное тело пищевода

К дыхательным путям пищевод не имеет отношения абсолютно никак.

Но бывает, что дети, балуясь с едой, глотают её, и крупные куски пищи застревают в пищеводе. Состояние неприятное, ребёнок бледный, напуган, обильно отделяется слюна, может быть рефлекторная остановка дыхания. В этой ситуации необходима консультация хирурга.

Инородное тело в трахее и гортани

Самая опасная для жизни ситуация. Попадая внутрь дыхательных путей, инородное тело вызывает спазм связок и плотное смыкание голосовой щели. Если на ваших глазах ребёнок, который только что жевал яблоко, внезапно начинает синеть, кашлять и не может ничего сказать, не теряйте время, срочно вызывайте скорую помощь. А еще лучше, чтобы это сделал кто-то другой (если есть такая возможность).

Не теряйте драгоценное время, сразу начинайте оказывать первую помощь:

  1. Положите ребёнка себе на бедро так, чтобы голова была максимально низко, ударьте несколько раз между лопаток.
  2. Если ребёнок большой, можно встать сзади, обхватить руками под рёбра (поместив двойной кулак в область солнечного сплетения) и сделать движение снизу вверх.
  3. Если ребёнок до года, положите его себе на предплечье головой вниз, рот должен быть открыт, придерживайте шею и очень осторожно сделайте 5 уверенных хлопков по спинке между лопатками. Если не получилось достать предмет, попробуйте повернуть ребёнка к себе и надавить двумя пальцами на грудь.

Будьте предельно осторожны. При данной манипуляции возможен перелом рёбер.

Острый бронхит. Бронхообструктивный синдром

Бронхообструкция у детей — это спазм бронхов, затруднённое отделение мокроты при снижении её отделения, что и приводит к затруднению дыхания.

Причиной острого бронхита чаще всего становится вирусная или бактериальная инфекция.

Изначально на фоне текущего острого респираторного заболевания у ребёнка появляется сухой или малопродуктивный кашель.

Далее состояние ухудшается, нарастает одышка, ребёнок жалуется на то, что ему тяжело дышать.

Если приглядеться, видно втяжение межрёберной мускулатуры.

Что делать:

  1. Вызвать врача.
  2. Открыть окно.
  3. Увлажнить воздух.
  4. Успокоить ребёнка.
  5. Сделать ингаляцию с физраствором через небулайзер.

Ложный круп (стенозирующий ларинготрахеит)

Наиболее часто встречается у детей младше 7 лет. Обычно всё начинается с банальной респираторной инфекции. Ничто не предвещает беды, под вечер ребёнок становится беспокойным, необычайно подвижным, затем родители начинают замечать осиплость голоса.

Ребёнок бледный, постоянно кашляет, кашель, как правило, сухой и напоминает лай собаки. Постепенно состояние малыша ухудшается, появляется чувство затруднения дыхания, оно становится свистящим, кашель усиливается.

Что делать:

  1. Вызвать врача.
  2. Ребёнок должен находиться в положении полусидя, это облегчит дыхание.
  3. Открыть окно.
  4. Увлажнить воздух в помещении. Для этого подойдет увлажнитель воздуха. Если его нет, берите полотенца, мочите их и кладите на батареи.
  5. Если у вас есть небулайзер, сделайте ингаляцию с физраствором или минеральной водой.
  6. Дайте ребёнку сладкий тёплый чай.
  7. Если у ребёнка температура, дайте жаропонижающие средство в соответствии с возрастом.
  8. Не закапывайте сосудосуживающие капли в нос ребёнка. Если они у вас есть, лучше сделайте с ними ингаляцию, предварительно разведя капли физраствором.

К сожалению, ложный круп — это состояние, которое может развиться при любом простудном заболевании ребёнка. Родителям нужно быть готовыми к этому. Профилактических мер нет, потому нужно внимательно слушать и выполнять все рекомендации лечащего врача.

Подытоживая всё вышесказанное, обращу ваше внимание на то, что при всех состояниях желательно:

  • хорошо проветривать помещение;
  • увлажнять воздух в помещении;
  • придать ребёнку полусидячее положение;
  • успокоиться и успокоить ребёнка.

Это половина успеха. Вторая половина — чёткое выполнение назначений лечащего врача. Берегите себя и своих близких.


Затрудненное дыхание у ребенка: причины, что делать, лечение

Физиологический механизм дыхания.

Дыхание — это сложное физиологическое явление, включающее 2 процесса: внешнее дыхание и внутреннее дыхание. В процессе дыхания выделяют акт вдоха и выдоха. Вдох является активным процессом, когда сокращается диафрагма, дыхательная мускулатура грудной клетки и мышцы передней брюшной стенки, ребра выходят вперед и грудная и брюшная стенки двигаются наружу. Выдох происходит пассивно: дыхательная мускулатура и диафрагма расслабляются, ребра опускаются вниз и внутрь.

Физиологическая частота дыхания связана с возрастом ребенка: чем младше ребенок, тем больше частота дыханий. С возрастом дыхание постепенно приближается к ритму взрослого.

Физиологическая частота дыханий и возраст ребенка

Возраст, годыЧастота дыхания, число в мин.
Новорожденный40-60
До 130-40
1-225-35
2-525-30
5-1220-25
Более 1215-20

Любое нарушение дыхания называют «затрудненным» дыханием, и именно оно является решающим для выбора тактики лечения при заболеваниях респираторного тракта.

Одышка

Одышкой, следует считать увеличение в покое частоты дыхания выше физиологической. Одышка характеризуется преобладанием либо вдоха (инспираторная) либо выдоха (экспираторная). Частота и легкость возникновения одышки у детей раннего и дошкольного возраста вызвана патологическим процессом и определяется анатомо-физиологическими особенностями:

  • гортань воронкообразной формы с податливыми хрящами и узкой голосовой щелью, что обусловливает быстрое развитие стенотического дыхания;
  • дыхательные пути узкие, слизистые оболочки полнокровные, что приводит к отеку;
  • хрящевой каркас трахеи и бронхов мягкий, податливый, что часто приводит к смешанному типу затрудненного дыхания.
Читайте также:  Тромб под коленом симптомы

Инспираторная одышка сопровождается втяжением подложечной области, межреберий, надключичной и яремной ямок при вдыхании. Эти втяжения могут наблюдаться как физиологическое явление у грудных детей при крике и сосании груди. Патологическими причинами, вызывающими инспираторную одышку, могут быть воспаления гортани и трахеи. Этот тип нарушения дыхания называют стенотическим (стридорозным, крупозным) дыханием.

Синдром крупа

Круп — это вирусное воспаление слизистой оболочки в области подсвязочного пространства, сопровождающееся стенозом гортани, что приводит к нарушению дыхания на вдохе. Синдром крупа всегда является грозным состоянием, которое в течение короткого времени при неблагоприятном развитии процесса представляет угрозу для жизни, может потребовать проведения неотложных мер. Синдром крупа относится к неотложным состояниям и требует интенсивной терапии, успех которой зависит от своевременной диагностики и правильной оценки степени тяжести состояния больного, который нуждается в постоянном наблюдении.

Синдром крупа возникает в результате воспалительного отека, накопления мокроты. Эти механизмы определяют клинические симптомы крупа: стенотическое дыхание, грубый, «лающий» кашель и измененный тембр голоса.

Стенотическое дыхание проявляется на вдохе при прохождении воздуха через голосовую щель, суженную из-за воспалительного отека и накопившейся мокроты. У детей раннего возраста иногда на вдохе возникает звук, похожий на «петушиный» крик.

Характеристика крупа по степени тяжести и сестринская помощь

Дети первого года жизни госпитализируются, остальные лечатся на дому. Лечение на дому:

  • создание спокойной обстановки;
  • обеспечение доступа свежего увлажненного воздуха;
  • частое дробное щелочное питье;
  • ингаляции теплого влажного воздуха по 3-4 мин до 3 раз в день;
  • отвлекающие процедуры;
  • информирование врача о состоянии ребенка.
Степень тяжести крупаКлинические признакиСестринская помощь
Круп первой степени (компенсированный)Дыхательная недостаточность отсутствует. Стеноз выражен нерезко, сопровождается втяжением яремной ямки при беспокойстве, а в спокойном состоянии и во время сна исчезает. Состояние ребенка нетяжелое, он спокоен, активен. Длительность, как правило, не превышает 1 суток
Круп второй степени (субкомпенсированный)Умеренная дыхательная недостаточность: инспираторная одышка (на вдохе). АД повышено. Стеноз отмечается и в покое, может носить волнообразный и приступообразный характер и сохраняется до 2-3 сутокВсегда госпитализировать
Круп третьей степени (декомпенсированный)Состояние тяжелое, резко выраженные, постоянные признаки дыхательной недостаточности: стенотическое дыхание с втяжением всех уступчивых мест грудной клетки и западением грудины; одышка; акроцианоз; мраморный рисунок кожных покровов; тахикардия, выпадение пульса на вдохе. Ребенок беспокоен, мечется. Периоды беспокойства сменяются адинамией. АД умеренно сниженоСрочно госпитализировать
Круп четвертой степени (асфиксия)Состояние ребенка крайне тяжелое, он бледный, безучастный, дыхание поверхностное, пульс едва определяется, АД падает, ребенок теряет сознаниеСрочно госпитализировать для проведения реанимационных мероприятий

Лечение

Независимо от тяжести состояния больным с целью уменьшения спазма и предупреждения высыхания секрета в гортани показано дыхание теплым, увлажненным воздухом и дача кислорода.

Кроме того, необходимо проводить дробные ингаляции с применением щелочных минеральных вод, 4%-ного раствора питьевой соды, водяного пара. Для ингаляционной терапии используют паровые и аэрозольные типы ингаляторов (карманные баллончики, спейсеры, небулайзеры); парокислородные палатки. Отвлекающая терапия включает:

  • горчичники на верхнюю часть грудной клетки детям школьного возраста (при отсутствии аллергии);
  • ручные и ножные горячие ванны с постепенным повышением температуры с 37 до 40 °С до 3 раз в день;
  • общие горячие ванны или ванны с добавлением горчицы (по назначению врача).

Для проведения лечебной горячей ванны вначале наливают воду с температурой 37 ºС, затем постепенно в ножной ее конец добавляют горячую воду, повышая температуру до 39 ºС. Продолжительность ванны 5—7 мин., ребенка необходимо вынуть из ванны при появлении гиперемии кожи. Горчичную ванну проводят при отсутствии противопоказаний (аллергия, дети блондины и рыжие) аналогичным образом, добавляя 100 г сухой горчицы на 10 л воды и по окончании ополаскивая чистой водой.

В условиях стационара детям в возрасте до 1 года ингаляции проводят в парокислородных палатках, в которых они находятся до исчезновения симптомов крупа. Ребенка должны постоянно наблюдать педиатр и отоларинголог и реаниматолог. Ребенок должен длительно находиться в парокислородной палатке до 6—8 ч с повторным пребыванием после 1,5—2 ч перерыва. Все манипуляции проводятся в палатке.

При крупе 3—4 степени лечение осуществляется в палате интенсивной терапии или отделении реанимации, сестринские вмешательства проводятся по назначению врача.

Бронхообструктивный (астмоидный) синдром

Бронхообструктивный синдром протекает по-разному в зависимости от возраста, возбудителя и преморбидного фона.

У детей старшего возраста обычно проявляется сухим кашлем и одышкой.

У детей грудного возраста бронхообструктивный синдром возникает при парагриппозной и PC-вирусной инфекции. У детей старше одного года на фоне экспираторной одышки выслушиваются свистящие хрипы, нередко на расстоянии.

Неотложные меры требуются при обструкции, сопровождающейся:

  • учащением дыхания у детей первых 2-х месяцев выше 60 в 1 минуту; у старших детей — выше 50 в 1 минуту;
  • появление симптомов дыхательной недостаточности.

При наличии указанных симптомов доврачебная помощь включает следующие мероприятия:

  • возвышенное положение в кровати;
  • отсасывание слизи из верхних дыхательных путей;
  • устранение метеоризма у детей раннего возраста с помощью газоотводной трубки (приложение 2.4);
  • дробное частое щелочное питье (фруктовый, овощной соки, компот из сухофруктов);
  • ингаляция сальбутамола (вентолина) — лекарственного препарата, расширяющего бронхи за счет уменьшения бронхоспазма и вследствие этого облегчающего дыхание.

Важно! Медикаментозные ингаляции назначает врач. Если они необходимы в экстренной ситуации — это следует сделать медицинской сестре. При консультировании медсестра должна объяснить матери, что:

  • затрудненный выдох (астмоидный синдром) является признаком серьезного поражения дыхательных путей у ребенка с ОРВИ;
  • не следует самостоятельно применять никаких лекарств от кашля;
  • если в процессе лечения на дому у ребенка дыхание станет более частым, появятся затруднения вдоха, речи, следует немедленно дать ему рекомендованное врачом бронхорасширяющее средство и обратиться к врачу. Показать матери, как давать рекомендованное врачом лекарство в соответствующей дозе.

ЗАТРУДНЕННЫЙ ВЫДОХ У РЕБЕНКА

к.м.н. Белова Елена Геннадьевна

Детский консультативно-диагностический Центр
Федерального государственного бюджетного учреждения “Национальный Медико-Хирургический Центр им. Н.И. Пирогова” МЗРФ

Россия,
127473, Центральный административный округ, город Москва, Делегатская ул., 9А
http://www.dkdc.ru/

телефоны регистратуры 84999733798
84999733853

С уважением, ЛОР-хирург, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Савчук Олег Владимирович. Отделение оториноларингологии ФГБУ Национального медико-хирургического центра имени Н. И.Пирогова Минздрава РФ.

Хирургическое и консервативное лечение различных заболеваний: носа, околоносовых пазух, глотки, гортани, органа слуха.
Консультации в “личных сообщениях” – платные

Тел.: 8-917-572-87-19 Если не беру трубку, значит на операции.
ФГБУ НМХЦ им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ: 105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская 65,
email: osavchuk71@mail.ru, http://www.lorsav.ru/

Всё проверяли, что можно, у нескольких врачей – аллергологов, кардиологов, лоров, бесплатный, платных, ЭХО КГ, ЭКГ, анализы на аллергены, общий иммуноглобулин Е, катионный белок, мазки из носа какие-то, общие анализы крови и мочи- всё в норме. Ренген все врачи абсолютно делать отказались, говорят, что нет показаний, что там мы ничего не увидим. Объясняют это тем, что у него узкое горлышко, и сипит он именно горлом, а в легких свистов нет никаких.

Сипит он не всегда при нагрузках, при активности сильнее конечно), но и если например его крепко обнять, когда подмываю еще, он как бы наклоняется, грудная клетка сдавливается – и тоже шум на выдохе появляется, выдох как будто с усилием что ли делает, как будто пытается весь воздух до конца выдохнуть. А началось месяцев в 5. Положили один раз на живот, и услышали в конце выдоха свист такой, как сип. Думали заболевает, побежали к врачу, но при ней он не сипел, а в легких она ничего не услышала. Вот и мучаюсь в догадках, если узкое горлышко – то почему именно выдох затруднен, а не вдох.

Сделали ренген. Заключение:ренгенологические признаки эмфиземы. Протокол: на ренгенограмме ОГК в прямой проекции легочные поля эмфизематозны, без очаговых и инфильтративных теней, купол диафрагмы расположен на уровне переднего отрезка 6-го ребра. Легочный рисунок не изменен. Корни легких малоструктурны. Ребернодифрагм. синусы свободны, органы средостения не смещены. Сердце без особенностей.

Что это значит. Может какая-то ошибка. Рыдаю.

Хочу рассказать продолжение истории, может кому пригодиться в лечебной практике и другим родителям, кто будет читать эту ветку.

Нам уже 2г. 3 мес., стридор никак не проходит, стали искать дальше. В итоге мы попали к толковому лору, он посмотрел горло гибким эндоскопом (проводок через нос и на экране всё видно). Это никакой не стридор, и не узкое горло, диагностирован рефлюкс-ларингит, признаки ГЭРБ и аденоиды почти 3 степени на этом фоне (ребенок простудными заболеваниями не болеет). Доктор сказал, что такие асмоподобные симптомы характерны для ГЭРБ, если бы была трахеомаляция или какой другой порок, то было бы заметно с рождения, а так это на 99% – функциональное расстройство. Направил к гастроэнтерологу, делали гастроскопию и УЗИ брюшной полости – ГЭРБ и рефлюкс-эзофагит подтвердились. Но в общем, это нам не помогло – что только не назначали врачи. Ребенка начало рвать от этих лекарств по 2-3 раза в день, поносы бесконечные, лечились месяца 3, замучались, диета естественно тоже, поменяли несколько врачей – всё бестолку. Теперь ищем гомеопата, т.к. даже знаменитые профессора в Москве нам помочь не могут.

Ссылка на основную публикацию